ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОРТФОЛИО
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Определение и основное назначение портфолио
Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
Портфолио позволяет учителю-логопеду проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы учителя-логопеда, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Структура и содержательное наполнение портфолио
Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:
1. Результативность коррекционной деятельности, где рассматриваются характеристики качества логопедического воздействия, предоставляемого конкретным учителем-логопедом;
2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества коррекции, где рассматриваются показатели владения учителем-логопедом современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.
Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.
Принципы работы по оформлению портфолио
1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.
Требования к оформлению портфолио
1. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.).
2. Объем материалов портфолио – папка – 30 (70) файлов.
3. Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей:
- левое – не менее 30 мм,
- правое – не менее 10 мм,
- верхнее – не менее 20 мм,
- нижнее – не менее 15 мм.
При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13 пунктов. Междустрочный интервал – полуторный.
Структура и содержание портфолио
аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы:
1 раздел
(ориентиры и основания)
1. Оглавление
2. Общие сведения о педагогическом работнике
3. Копии документов
2 раздел
(Результативность и качество – динамика учащихся)
4. Результативность педагогической деятельности
3 раздел
(средства и методы достижения качества и результатов)
5. Научно-методическая деятельность
6. Учебно-материальная и техническая база
Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности учителя-логопеда и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
I РАЗДЕЛ
(ориентиры и основания)
1. Оглавление
Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;
Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей
2. Общие сведения о педагогическом работнике
· ФИО. Дата рождения.
· Сведения об образовании.
· Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.
· Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени).
· Занимаемая должность (указать с какого времени).
· Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).
· Награды, грамоты, благодарственные письма. Документы (приказы), подтверждающие наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.
· Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)
· Повышение квалификации (за последние 5 лет).
· Контактный телефон и электронный адрес.
Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».
3. Копии документов
Этот раздел должен содержать копии следующих документов:
· Диплом (ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);
· аттестационный лист;
· документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;
· свидетельства об обобщении опыта работы;
· удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;
· приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.
Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».
II РАЗДЕЛ
( программы, педагогические технологии, методы, приёмы)
1.Профессионализм учителя-логопеда в выборе учебно-методических средств и технологий коррекционной работы;
Приводится:
1) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом коррекционной программы или педагогической технологии, методики, метода, приема или применения в своей практике тех или иных средств логопедической диагностики для оценки результатов логопедического воздействия (по теме самообразования);
2) описание самой программы, педагогической технологии, методов, приемов, педагогической диагностики и др.;
3) описание этапов работы по внедрению программы, технологии, методики и др.;
4) наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве);
5) обоснование выбора аттестуемым учителем-логопедом используемых коррекционно-образовательных технологий;
6)использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
Желательно отразить.
Сколько:
· в методической копилке собрано _____ презентаций.
· из них собственных разработок - _____
· тестов - ___________
· электронных пособий - _______
· проведено ________ занятий с использованием ИКТ
Список используемых Интернет-ресурсов
7) размещаются материалы, иллюстрирующие работу по коррекционной программе, педагогической технологии (методики, метода и др.):
конспекты или фрагменты коррекционных занятий.
8)для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
IIIРАЗДЕЛ
(Результативность, качество, динамика)
1.Результативность и качество коррекционной работы
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов логопедического воздействия в коррекционной работе аттестуемого учителя-логопеда не менее чем за 3-5 лет.
В этот раздел помещаются:
1) материалы о результатах освоения детьми программ логопедической работы по преодолению нарушения устной речи (фонетического, фонетико-фонематического; общего недоразвития речи) или письменной речи и сформированности у них ключевых компетентностей;
2) результаты работы по данной педагогической технологии, методике, методе, приеме и др.
3) сравнительный анализ деятельности учителя-логопеда за 3 года по коррекции и (или) формированию устной или письменной речи;
IVРАЗДЕЛ
(средства и методы достижения качества и результатов)
1.Научно-методическая деятельность
В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:
· список мастер-классов,
· участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);
· проведение научных исследований;
· написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
· наличие публикаций;
· участие учителя-логопеда в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.;
· работа в методическом объединении учителей-логопедов (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;
· организация и проведение открытых логопедических занятий, семинаров, "круглых столов", мастер-классов и др. мероприятий;
· тематических родительских собраний.
· Информацияоб использованных учителем-логопедом способах распространения обобщенного и представленного в портфолио опыта работы:
- МО,
- СМИ,
- публикации,
- размещение в интернете
2.Учебно-материальная и техническая база (презентация логопедического кабинета)
o текстовое представление кабинета (2-3 листа)
o фотографии кабинета
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:
· наличие словарей, справочной литературы по предмету;
· наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, речевые профили и др.);
· наличие дидактического материала, сборников упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
· наличие аудио- и видеопособий;
· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);
· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (компьютерные программы и тренажёры):
В методической копилке собрано _____ презентаций.
Из них собственных разработок - _____
Тестов - ___________
Электронных пособий - _______
Проведено ________ занятий с использованием ИКТ
Список используемых Интернет-ресурсов
· другие документы по желанию учителя-логопеда.
Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.
Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания.
Самопрезентация учителя логопеда Гайдаенко Олеси Анатольевны